На кафедре русского и иностранных языков в честь Дня сотрудников СИЗО и тюрем под руководством доцента Ирины Васильевой состоялся проект «Ремесло благородное», нацеленный на формирование мотивации студентов к будущей профессиональной деятельности в уголовно-исполнительной системе.
Ребята выяснили, что прообразом тюрем на Руси были так называемые порубы и погребы. Порубы – деревянные срубные постройки, обычно строили в северных областях, погребы – полуземляночные места заточения на юге. Неподдельный интерес у ребят вызвал отчет экспедиции Института археологии РАН, состоявшейся в 2010-х гг. в Нижнем Новгороде, согласно которому в 1030-е годы вблизи Волосовой улицы было построено сооружение в виде ямы диаметром пять метров и глубиной три метра, которое можно соотнести с порубом. Стены постройки были составлены из вертикально установленных широких досок, сохранившихся на высоту до трех с половиной метров. Доски скреплены перекладиной, вставленной в пазы столбов, расположенных по углам темницы. В начале 1040-х годов это сооружение было перестроено. Две стены старой постройки разобрали и поставили новый сруб размером 230х240 сантиметров, сохранившийся на 28-30 венцов. На дне располагались две лавки, от которых остались лишь столбы, а также яма под отхожее место. Глиняный пол подвергался регулярной чистке. Поруб был обнесен водоотводной канавой и просуществовал около 20 лет.
Ребята проложили маршрут по Великому Сибирскому пути, которым добирались до мест ссылки осужденные, нашли интереснейшую информацию о Рязанском тюремном замке, построенном в 1824 году, являющимся ныне объектом культурного наследия регионального значения, в котором расположен следственный изолятор № 1, познакомились со спецификой деятельности сотрудников СИЗО и тюрем. Особое внимание было уделено нравственной составляющей труда сотрудников тюрем.
– Существует расхожая цитата Петра Великого о ремесле окаянном, однако труд сотрудников уголовно-исполнительной системы, в частности, сотрудников СИЗО и тюрем – это еще и ремесло благородное, и многие из нас уже сейчас планируют связать будущую профессиональную деятельность с уголовно-исполнительной системой. Крайне интересно расширить наш кругозор об истории становления, о специфике деятельности сотрудников СИЗО и тюрем, об их благородном служении на благо общества, – отметила студентка 144 учебной группы Дарья Гукина.